Пути психологической коррекции педагогического конфликта - ЦКРОиР Ленинского р-на

Пути психологической коррекции педагогического конфликта

Пути психологической коррекции педагогического конфликта. Предупреждение «эффекта Пигмалиона»

Психологическая коррекция педагогических конфликтов направлена на формирование навыков у специалистов образования сознательного управления конфликтной ситуацией. Это управление возможно лишь с позиции конструктивного отношения к конфликту. Оно характеризуется, с одной стороны, неприятием нереалистических (эмоциональных, беспредметных) конфликтов в общении между людьми, с другой, разумным и конструктивным отношением к реалистическим (предметным, деловым) конфликтам. Разрешение такого конфликта приводит к развитию явления, несовершенство которого вскрывает конфликтное противоречие, которое, как и любое другое противоречие, является источником развития.
Педагогические конфликты несут в себе не только отрицательный, но и положительный эмоциональный заряд. В них есть место не только для зависти, неудовлетворенности собой и другими людьми, страхов, неприязни и даже ненависти, но есть и состояния связанные с предвкушением борьбы, воодушевления, живого интереса к оппоненту, надежды на успех в своем деле, удовольствия от точно найденной и принятой соперником аргументации.
Управление педагогическим конфликтом – это последовательно проводимые педагогом воспитательные действия. Набор их достаточно богат: например, при возникновении беспредметных конфликтных ситуаций (учащиеся начинают паясничать, открыто провоцируя гнев учителя) уместна шутка, переключение внимания. Если же ситуация оценена как реальная (конфликтные ситуации по поводу учебной деятельности, необъективной оценки), то возможно применение невербальных и вербальных приемов, таких как, корректное замечание, повторное пояснение, без противоборства и противопоставления школьникам со стороны учителя.
Выбор тех или иных способов и приемов управления конфликтной ситуацией – воспитательных действий – диктуется педагогическими целями. В качестве основ, определяющих содержание педагогических целей, мы рассматриваем: определение цели как педагогической категории, учет сложившихся в педагогике подходов к разработке целей развития и воспитания, сущность формируемого качества, его признаки, состав, а также уровни его развития.
Изменение структуры конфликта с полным разрешением конфликтной ситуации целесообразно осуществлять в незначительных случаях. Например, опоздание, невыполнение учебного задания, отказ отвечать наблюдаются как единичные, несвойственные ученику проявления физического или душевного дискомфорта. Если же нарушения дисциплины, конфликтные отношения со сверстниками и учителями становятся для школьника нормой, то эти проявления должны стать для педагога объектом изучения и одновременно педагогическим средством развития присущего ему уровня конфликтогенности. Формулирование педагогической задачи по переводу учащегося на более высокий уровень развития конфликтогенности составляет содержание этапа перевода реальной ситуации противоречия в педагогическую ситуацию. Разнообразная по форме она должна иметь для ребенка значимый характер и продуктивное разрешение, как с помощью педагога, так и самостоятельно. Конфликтогенность – это интегративное свойство индивидуальности, определяющее не только рассматриваемую технологию управления конфликтной ситуацией, но шире – мотивацию конфликта, жизненную позицию индивидуального достижения, самореализацию через истинное человеколюбие и справедливость. Содержание этого интегративного свойства составляют конфликтогенные «зоны» основных сфер индивидуальности.
Рассмотрим технологии и средства коррекции педагогических конфликтов. Отметим, что структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиций участников, их взаимодействий и объекта конфликта. Во внутренней позиции участников можно выделить цели, интересы и мотивы участников. Внешняя позиция проявляется в речевом поведении конфликтующих, она отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях. Однако надо стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не перетекал в личностную. Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: нарастания (1), реализация (2), затухания (3). Один из эффективных способов «блокировки» конфликта – это переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельную (уборка классной комнаты, уборка снега). Тогда отрицательная энергия будет потрачена и не вызовет конфликта.
В коррекционной работе эффективно использование игровых методов разрешения конфликтов:
1. Метод интроспекции заключается в том, что человек ставит себя на место другого, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации.
2. Метод эмпатии основан на технике вникания переживания другого человека. Если человек эмоционален, склонен к интуитивному мышлению, то этот метод будет особенно полезен. Например, к типу «художников» – людей с эмоциональным складом психики, обычно относятся словесники, учителя рисования и музыки. Важно помнить, что метод дает возможность достичь высоких результатов, если человек умеет доверять своему начальному, интуитивному ощущению и способен вовремя остановить интеллектуальные интерпретации.
3. Метод логического анализа подходит для тех педагогов, кто рационален, кто опирается на свое мышление. Чтобы понять партнера по взаимодействию, такой человек выстраивает систему интеллектуальных представлений о нем и о ситуации, в которой находится собеседник.
Одним из методов является «посредничество» учителя в конфликте. В своей педагогической практике школьный учитель может столкнуться с необходимостью уладить конфликт, вспыхнувший между учениками, родителем и учеником, учителем и дирекцией школы. В таком случае педагог может помочь найти выход при помощи специальных действий посредничества. Посредник в конфликтной ситуации развивает и укрепляет конструктивные элементы в общении и взаимодействиях, улаживает конфликт. Посреднику нельзя принимать точку зрения ни одного из конфликтующих, необходимо быть нейтральным относительно объекта конфликта.
Методика посредничества в конфликте состоит из 4 шагов:
1. «Найдите время, чтобы поговорить». На данном этапе посредник помогает участникам договориться о времени переговоров и месте. Должны выполняться следующие условия: разговор должен быть длительным; помещение выбирается так, чтобы исключались различные помехи (телефонные разговоры, открывание двери); время разговора определяется таким образом, чтобы ни один из участников не был им ограничен (никуда не спешил); во время переговоров запрещается использовать силовые приемы (заставлять другого человека уступать, сдаваться); если переговоры начались, запрещается выходить из комнаты раньше, чем закончится установленное время.
2. «Спланируйте организацию». В самом начале разговора важно его правильно «запустить». Учитель выступает с вводной речью. Установка, которую он осуществляет на переговорах, заключается в том, что он не заставляет ни одного из учеников полностью отказаться от собственной позиции. Вместе с учениками вырабатывает новую позицию, в которой будут учтены позитивные моменты всех конфликтующих сторон.
3. «Выговорись». Выявить объект ссоры и сформулировать проблему. Дайть другому выговориться, полностью высказать свою позицию и выслушать позицию другого.
4. «Соглашение». В разговоре наступает момент, когда участники выговорились, «облегчили душу». Они психологически готовы к примирению.
В педагогической деятельности возможно возникновение такого психологического явления как «эффект Пигмалиона». Пигмалион был греческим скульптором, который по преданию изваял статую столь прекрасную, что влюбился в нее и умолил богов оживить ее. Американский психолог Розенталь назвал именем Пигмалиона явление, состоящее в том, что экспериментатор, твердо убежденный в обоснованности какой-то гипотезы или верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение: лучше хвалить себя, чем ругать других. «Эффект Пигмалиона» предполагает, что слушатель соответствует ожиданиям педагога. Если его рассматривают как интеллектуального, зрелого и способного человека и устанавливают ему высокие стандарты эффективности, то он, по всей вероятности, будет соответствовать этим требованиям. Это пример так называемого «самоосуществляющегося пророчества».
В психологии этот известен феномен часто называют «стереотип ожидания», который способен порождать новую реальность. Суть его в том, что если наблюдатель – авторитетный человек, то наблюдаемый будет стараться вписаться в ту модель поведения, которую ему предложили, и субъективная оценка, сделанная наблюдателем, начнет действовать. Возможность опереться на авторитет создает питательную среду для развития стереотипов. Так, например, ожидания учителей и родителей по отношению к детям и в самом деле начинают определять их реальные достижения.
Для того чтобы предупредить появление данного эффекта необходимо специалисту выработать для себя совершенно новую позицию, которая поможет повлиять на его жизнь. И это будет первый шаг к позитивным переменам. В современной жизни, где поток информации, помимо учебных знаний, особенно велик, необходимо уметь ориентироваться. Проблема в том, что часть получаемой информации приводит к неправильным выводам, которые препятствуют достижению поставленных человеком целей. Единственный способ – постоянно анализировать и пересматривать свои установки. Большинство неудач являются результатом накопленной за многие годы дезинформации. Так, принимаемые решения на основе имеющихся представлений о чем-либо (о ком-либо) не всегда являются неправильными, а неверные сведения или истолкование их заставляет принимать ложные решения, а педагог не имеет на это право.
Одним из эффективных способов получения необходимой информации является анализ собственного прошлого опыта, в котором есть верные и неверные знания. Человек учится на своих и чужих ошибках для того, чтобы, размышляя над прошлым, использовать его как коррективу для будущего. Как бы ни был образован и подготовлен человек, он все равно нуждается во мнении со стороны, способном дать объективную оценку его делам и поступкам, непредвзято посмотреть на проблемы. Таким человеком может стать, например, психолог школы. Педагог может обращаться к мнению грамотных консультантов. Не следует пренебрегать многообразием чужого опыта, представляющего огромные возможности для обучения. Действия одних людей могут послужить примером для подражания, других – предупреждением о том, чего делать не следует. Любой опыт является ценным учебным пособием, и на его примере можно корректировать свою жизнь. Если не учитывать ошибок прошлого, можно обречь себя на неизбежное их повторение в будущем. Даже просто слушая их или читая мнения на этот счет, можно лучше понять, что двигало этими людьми и управляло их жизнью.
Таким образом, педагог должен научиться анализировать собственные ошибки, привлекая к этому анализу опыт ошибок других людей. А также стремиться к отказу от стандартных оценок чужих поступков, что позволит ему не использовать стереотипных установок в собственном поведении. Важно отметить и тот факт, что педагогические работники являются недостаточно гибкими в признании собственных неверных выводов, они совершенно уверенны в своей правоте. Поэтому важно, чтобы специалист образования обладал самокритичностью, способностью понять позицию другого человека и отказался от завышенных требований в отношении учащихся, родителей и коллег.